вторник, сентября 27, 2011

Tim Burton. One person's crazyness is another person's reality.



Мастер современного «черного» кино, режиссёр, продюсер, сценарист, писатель, мультипликатор, известный эксцентрик и эстет. Когда у Тима свободное время, он рисует. Когда он работает, он рисует. Когда у него деловая встреча, он рисует. Его фирменные «бертоновские» волосы характеризуют его как человека: неожиданный, уникальный, извращённый, остроумный и хаотичный. Гений или сумасшедший? Или сумасшедший гений?
«Труп невесты», «Сонная Лощина», «Алиса в стране чудес», «Чарли и шоколадная фабрика», «Суини Тодд: демон-парикмахер с Флит Стрит», - за мрачностью этих и многих других кино-работ стоит несомненный виртуоз зрелищного кино современности Тим Бертон.
«Когда я был ребенком, у меня в комнате были два хорошеньких окна, выходивших на лужайку. По какой-то причине мои родители заложили их кирпичом, а взамен прорезали в стене узкое поперечное окно. Мне приходилось залазить на стул, чтобы выглянуть наружу».

Тимоти Уильям Бертон родился в 1958 году в пригороде Лос-Анджелеса. Его отец Билл работал в Управлении парков и отдыха и рисовал в свободное время. Мама Рики владела маленьким магазином. Она умела мастерить. Брат Дениел тоже имел талант художника. Кажется, в венах каждого члена семьи текла не кровь, а творчество и неутолимое желание создавать. Но каждый из них делал собственное дело.
Тим никогда не чувствовал, что его место в Калифорнии среди людей, рядом с которыми он рос. Отстраненный от семьи и соседей, маленький Бертон находил успокоение на местном кладбище среди могильных плит. Но ему было необходимо выплескивать наружу свое искусство. Он чувствовал себя неадекватным, как будто он не часть этого мира. И эта роль изгоя дала ему неожиданную свободу в выражении себя. С самого детства Бертон был визуальным рассказчиком. Он писал и иллюстрировал забавные стихотворения и детские книги, режиссировал и сам снимался в главных ролях в фильмах на 8-миллиметровой пленке, инсценировал розыгрыши для соседей. Например, однажды он бросил одежду в бассейн соседей, только что очищенный сильнейшими химикатами, и утверждал, что человек, который упал в него, растворился.
«Я вовремя отмежевался ото всех определённым образом, и это создало как положительные, так и отрицательные моменты. Плюсом было то, что я никого не слушал», - говорит Тим.

«Безумие, некоторым ужасным образом, — наивысшая свобода, доступная человеку, поскольку он тогда не ограничен рамками общества»
Блокноты Тима Бертона – это его дневники. Он записывает то, что он видит, но в виде иллюстраций, набросков, эскизов. Он берет людей, которые произвели на него впечатление, оставили отпечаток в его памяти, и переносит воспоминание о них в свой блокнот. Его завораживают люди с их собственными мирами, и его рисунки – способ соединиться с ними.
Монстры имеют постоянную резиденцию в мозгу Тима Бертона. В юности он отождествлял себя с обезображенными и страшными монстрами с экрана, которых воспринимали как несущих зло из-за их внешности, которые были формами ошибочного безумия.
Куклы и клоуны также попали под волну его сумасшествия. Ребёнком Тим находил клоунов пугающими. А когда он был тинейджером, шло судебное разбирательство над Джоном Уэйном Гейзи младшим, серийным убийцей, известным как «Клоун-убийца». В творчестве Бертона светлое всегда пресекается с темным. Это две части жизни, которые не могут быть отделены друг от друга. Куклы и клоуны рассчитаны на то, чтобы приносить улыбки, но в его мире они более склонны калечить и мучить. Тема «гения и злодейства», страсти и творчества всегда привлекала его, потому что часто они не могут найти должного отклика в обществе.

«Я не темный человек, и я не считаю себя темным»
Бертона привлекало все мрачное, драматическое, критическое, эмоциональное, подрывное, загадочное и юмористическое. В то время сформировалось его игривое отношение ко всему мертвому. Он открыл для себя мексиканский праздник День мертвых, когда смерть – это фестиваль, празднество и веселье, а не тема-табу.
После школы Бертон получил стипендию в Калифорнийском Институте Искусств, где студия Дисней обучала перспективных аниматоров. В конце каждого года он отправлял в студию свой проект в надежде на то, что его выберут в команду аниматоров. Наконец, его полутора минутный мультфильм ужасов о стоматологии «По следам монстра-сельдерея» был принят. Дисней нанял его.
Талант Бертона как художника был на действительно хорошем уровне, чтобы воспроизвести мультяшное животное, но его лисички выглядели как «убитые на дороге». Забавно представить себе Бертона, рисующего маленьких мохнатых зверюшек, тогда как в его голове бушуют истории с парнями руками-ножницами и пришельцами с Марса. Рисункам были характерны те эмоции, которые отражались в искусстве Бертона, которые характеризовали внутренний мир самого художника. Поэтому его работы откладывались.
Бертон погрузился в глубокую депрессию. И именно в это время он осознал, насколько важно работать над проектами, с которыми он идентифицировал самого себя.

 «Снимая фильмы вы всегда должны думать, что это будет шедевр, даже если это…ну…кусок дерьма»
Когда его спрашивают, как он стал успешным, Бертон обычно отвечает, что ему просто повезло. Он рано узнал, что хочет быть художником, но у него никогда не было специфического желания стать режиссёром.
После того, как все его проекты оказались на полках Диснея, желание Бертона начать делиться со зрителем своим творчеством сильно возросло. Хотя показ его фильмов вызывал сильную тревогу относительно того, как о них будут судить, как их будут воспринимать, он понимал, что оставаться в тени не лучший вариант.
Бертон написал «Винсента» изначально как историю о мальчике с психическим отклонением, который воображает себя Винсентом Прайсом, героем его детских грез. Переносясь из реальности в свой фантастический мир, мальчик представляет себя действующим лицом разных сцен, навеянных фильмами Винсента Прайса по произведениям Эдагара Аллана По. Так, Винсент экспериментирует со своей собакой и радушно приветствует в своем доме тетю, которую мысленно поливает горячим воском.
«Винсент Прайс, Эдраг Аллан По, фильмы про чудовищ – все они словно обращались прямо ко мне. Ты видишь, как кто-то проходит через муку и боль, отождествляешь себя с происходящим, и это оказывает терапевтическое воздействие: чувствуешь облегчение, при этом появляется некая связь с увиденным», - объясняет Тим.
Шестиминутная короткометражка была в прокате две недели, но оставила впечатлений надолго. После этого Бертон решил продолжать создавать фильмы.

«Ты не можешь делать что-то наполовину, если ты что-то делаешь, то любишь это целиком и полностью, иначе глупо тратить время»
В 1984 году Бертон режиссировал «Франкенвини». Это была 29-минутная короткометражка, которая объединяет его любовь к «Франкенштейну» и собакам. Но Дисней отложил фильм в сторону, так как посчитал, что он будет слишком пугающим для детей, хотя сама история несла позитивный месседж. В это же время Полу Рубенсу, который искал режиссёра, показали короткометражку Бертона. Посмотрев 30 секунд, он понял, что хочет видеть Тима в качестве режиссёра фильма «Большое приключение Пи-Ви». После этого Бертон работал над «Битлждус» и «Бэтманом».
Фильмы Бертона вращаются вокруг персонажей, которые были созданы на страницах его блокнотов. Это уникальная группа созданий, не похожих ни на что живое и ни на что мертвое: худой и тощий Джек Скеллингтон, покрытый корой Битлджус, невинный Эдвард Руки-ножницы. Полная надежд Невеста-труп, странная и смелая Алиса. Бертон чувствует личностную связь с каждым из них – от непонятного изгоя до персонажей с сильной страстью.
На протяжении свой уникальной кино- и прочей творческой карьеры, Бертон приобрел бесспорных поклонников, став одним из нескольких режиссеров, чьи имя и внешность узнаваемы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий