четверг, апреля 26, 2012

Back to 70-s


Мода в Беларуси в 70-е гг. ХХ века не такая уж и простая штука, особенно если задаться вопросом, относились ли люди к ней, как к некоему эстетическому явлению, вкладывали ли в неё какой-то смысл, видели ли себя частью её мира? Разобраться в этом вопросе мне помогали ведущий художник-модельер ОАО «КИМ» Марина Арисова и дизайнер Людмила Тараканова. Передавая друг другу трубку телефона, они по очереди рассказывали о своих воспоминаниях. Почему я решила обратиться к ним? Потому что меня интересовала мода тех лет не только как социальное явление, но и как индустрия. А к кому было обратиться, как ни к профессионалам, которые живут в мире тысяч карандашных эскизов и сотен рулонов тканей?
Тот факт, что везде были только советские магазины и продавались вещи только советского производства, не является чем-то новым и неслыханным. Закрытость экономики и производство, ориентированное на массы, делало свой рутинное и стабильное дело.

В то время в Беларуси существовал Белорусский Центр Моды, который именно в 70-е годы начал набирать обороты и покорять советские высоты. Не сказать, что было плохо, но, тем не менее, по-советски. Трикотаж пользовался большим спросом (а лично я абсолютно верю в то, что он был ещё и очень достойного качества). А вот дела с нижним бельём обстояли туго, найти его было достаточно сложно.

Белорусский Центр Моды ориентировался на Московский, где в то время часто проходили модные показы.
                                                           1966
В это же время на Западе значительно меняются взгляды потребителей на моду. Люди начинают хотеть самовыражаться, а самый простой способ – через свой внешний вид. Не было какого-то определённого направления, все пользовались свободой, своим вкусом и ориентировались на свои рамки приличия.
В 70-е гг. к нам пришли рок-н-ролл, хиппи, поэтому выражение субкультур своего эстетического восприятия и понимания мира было очевидным. Всё шло через музыку. И советской молодёжи хотелось быть похожей на современную молодёжь западных стран. Модники ориентировались на Европу.
Но в местных магазинах по-прежнему ничего не было, чем можно было бы выделиться. Выход был один: одеваться самим. Доставали модные журналы и шили или вязали вещи сами или на заказ. Именно в то время в приоритете у модного поколения были вещи не промышленного производства, а индпошив.

  Мое воображение интерпретировало этот материал о моде в 70-е годы следующим образом:
   Объевшись городской серость, сухими лозунгами и девизами, массовыми культурными мероприятиями, целью которых было одинаково влиять на сознание каждого, какой-то хиппи-одиночка решил прорезаться сквозь толстый слой советского повседневной рутины. Влияние субкультуры, пришедшей с Запада, распространялось постепенно и на других хиппи ценителей.
     Как будто проснувшись, люди вдруг решили расширить свои интересы и перевернули всего одну страничку, чтобы посмотреть, есть ли там еще что-то. За горизонтом было многое, новое и недоступное для жителей советской страны, двери которой открывались нехотя и со скрипом. Но хотелось-то тут и сейчас, а не где-то и когда-то. Хотелось отличаться и говорить о себе без слов.
     Спасение утопающего - дело рук самого утопающего. Так что пришлось заручиться поддержкой талантливых друзей, расширить границы своего воображения, закупиться иголками, нитками и тканями и начинать делать себя интересной личностью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий